Сплав по одному из притоков Нижней Тунгуски

Август - сентябрь 2018
Вот уже 13 лет я каждый год в конце августа - начале сентября организую рыболовные туры на тайменя на притоках Енисея с заброской из поселка Туруханск. За это время удалось посетить множество рек региона, хотя осталось и несколько неизведанных, куда непременно хочется слетать. Как бы то ни было, в конце лета 2018 года мы снова оказались на плато Путорана в верховьях уже известного мне притока Нижней Тунгуски.

В этой части плато я не был ровно 3 года, а поэтому с особым нетерпением ждал начала поездки. Сомнения - удастся вылететь на приток или нет - оставались вплоть до последнего, ведь в предыдущие сезоны мы несколько раз планировали сплав по этой реке, но каждый раз что-нибудь мешало нам это сделать - то подводила погода и вертолет не мог вовремя забросить нас сюда, то уровень воды в реке казался неоптимальным, то вмешивались еще какие-нибудь обстоятельства. В этот же раз все прошло гладко - небо в день вылета оказалось чистым до горизонта, официальные прогнозы также были положительными, поэтому наш вылет на заветную реку ни что не задержало.

Встретив группу, мы практически сразу прошли на регистрацию, затем быстро загрузили вертолет, так что уже менее чем через час машина с гулом раскручивала винты, прогревая двигатель. Как только мы взлетели, все сразу же прильнули к иллюминаторам, ведь под нами проносились уже знакомые, но от этого не менее притягательные, пейзажи еще зеленой туруханской тайги (в такие моменты я каждый раз отмечаю для себя, что на обратном пути это зеленое море станет по-осеннему желтым).
Чем дальше мы улетали от поселка, тем гористее становилась местность. Пересекая водораздел за водоразделом, мы постепенно приближались к южным отрогам плато Путорана.
И вот по прошествии чуть более часа мы перевалили очередной хребет и оказались в долине нужной нам реки. Вертолет закладывает крутую петлю и теперь уже прямым курсом летит к устью нужного нам притока, где мы планируем стоять лагерем несколько дней.
Приземлившись, борт не заглушает винтов, так что мы, не мешкая, разгружаемся и, проверив салон на предмет забытых вещей, как можно скорее отпускаем машину. Ура, мы на месте! Короткий звонок домой с сообщением, что мы успешно долетели до точки, и теперь уж точно можно забыть обо всех городских проблемах и расслабиться на время отдыха.
Немного перекусив, разбегаемся по косе - мы с товарищем приступаем к обустройству лагеря, а ребята отправляются на рыбалку.

Лично для меня первые минуты рыбалки на реке - самые волнительные, потому что график маршрута в конечном счете будет подстраиваться под клев "здесь и сейчас", исходя из которого в большинстве случаев можно довольно точно прогнозировать последующую рыбалку. Когда рыбы нет, возникают сомнения в правильности выбора реки и времени рыбалки, да и настроение у группы неизменно ухудшается. К счастью, в этот раз случилось то, что часто случается на диких сибирских реках - пока одни еще не успели расчехлить снасти, другие уже во всю ловили рыбу. Первые же забросы принесли нам поклевки ленка, хариуса, сига и небольших щук, а вот тайменя в этот вечер мы так и не поймали.
Зато поймали мы его на следующий день. Собрав утром лодки, сразу после завтрака мы выехали на воду. Для того, чтобы лучше исследовать реку, мы решили разделиться - один экипаж уехал вниз по течению, другой поднялся на несколько километров вверх. Впечатлениями делились уже за обедом. Итогом почти трехчасовой рыбалки стала поимка нескольких небольших тайменей под одним из перекатов на участке выше нашего лагеря, кроме того, здесь неплохо клевал хариус и удалось поймать пару щук. Ниже же по течению результаты были чуть хуже. В 1,5 км мы обнаружили глубокую межперекатную яму - по моему опыту место очень перспективное - но серьезной рыбы здесь так и не поймали, хотя на мышь случилась пара выходов то ли тайменя, то ли крупного ленка.
Вечером же мы уже всей командой решили подняться еще выше тех мест, где рыбачили утром. Проведя лодки через пару мелководных перекатов, мы полным ходом устремились вверх по реке, заглушив моторы только через полчаса. Отсюда мы начали медленно сплавляться вниз. Ловили, как и обычно на сплаве, в основном с лодки, выходя на берег только там, где были перспективные ямы. Клев, однако, был ощутимо хуже, чем утром, так что мы поймали лишь пару хариусов и щук. При этом на мышь снова было несколько мощных, но нереализованных поклевок. В целом же по первому дню я сделал вывод, что рыба в данный момент по каким-то причинам не очень активна и нам следует как можно скорее выходить на маршрут.
И вот, на следующее утро, собрав лагерь, мы начали, наконец, то, ради чего прилетели сюда, - сплавную рыбалку! При имеющемся количестве рыбаков и снаряжения наши четыре лодки оказались загружены легче обычного, что позволило рыбачить с бОльшим комфортом.

Первой нашей остановкой стала как раз та самая яма, которую мы обнаружили накануне. Причалив, мы вышли на берег, чтобы обловить ее как можно тщательнее. Однако, потратив около получаса, мы снова поймали только хариусов, а вот таймень проявил себя лишь несколькими неплохими, но нереализованными, поклевками на мышь.
Подобное продолжалось с нами весь день - хариус клевал в общем-то неплохо, а вот таймень никак не попадался, что нас, конечно, расстраивало. Блесну он почти полностью игнорировал, зато на мышь снова были выходы. Мышь вообще по ощущениям работа лучше остальных приманок. Так, поздним вечером, когда почти все уже сидели у костра, самый неугомонный и азартный из нас - Виталий - именно на мышь выловил на ближайшем порожке двух очень приличных ленков подряд.
Следующий сплавной день оказался удачнее предыдущего. Подъехав к устью одного из крупных притоков, мы сразу поняли, что нашли рыбу - здесь нагуливалось большое стадо сигов, всплески от которых то и дело вторгались в поле зрения. Мы знали, что в такой ситуации где-то рядом должен был быть и таймень, и ленок, поэтому пока одни ловили сига на мелкие приманки (клевал он, надо сказать, очень неплохо), другие снова взялись за мыши и воблеры. К сожалению, и здесь крупных экземпляров нам поймать не удалось - мы взяли лишь пару небольших тайменей и несколько приличных ленков.
Зато в конце дня, когда мы уже почти отчаялись поймать что-то серьезное, у Максима на мышь случилась, наконец, поклевка приличного тайменя. Рыба засеклась очень уверенно, поэтому мы сумели спокойно вывести ее на берег. Не трофейный, но очень приятный экземпляр потянул на 12,5 кг. Для начала очень даже неплохо! На радостях мы решили разбить лагерь на ближайшей косе, тем более что уже смеркалось, а рядом оказалась неплохая яма и быстрина за ней - место, где можно было попытаться развить наш нынешний успех.
Следующий день мы провели здесь же - вкусно готовили, парились в бане, вечером наблюдали северное сияние. Последнее осталось одним из самых запоминающихся событий этого дня, в отличие от рыбалки, которая в отсутствие трофеев оказалась стандартной.
Далее наш сплав проходил по достаточно протяженному мелководному участку русла, который мы заранее планировали пройти как можно скорее. Река здесь шире, чем в верховьях и на нижнем участке нашего сплава, а поэтому мелководна. Выраженных ям и другого интересного рельефа дна здесь практически нет, что затрудняет поиск рыбы, которой в подобных местах и так всегда не много. При этом, по прошлым поездкам сюда мы знали, где этот участок заканчивается, и что река кардинально поменяет свой характер - станет более полноводной и глубокой. Именно поэтому, значительную часть времени в эти дни мы шли на моторе. Это, кстати, не означает, что мы совершенно не рыбачили. В отдельных местах неплохо клевал хариус и ленок, а один из нас сумел зацепить неплохого тайменя на 12 кг.
Первый серьезный трофей, кстати, мы также поймали в начале этого мелководного участка. Место мне запомнилось еще по прошлым поездкам, ведь однажды у моего товарища клюнул здесь очень приличный таймень, да и в целом глубокая яма между двух затяжных перекатов всегда кажется перспективной. В этот раз я заранее планировал задержаться здесь подольше, но к нашей радости таймень атаковал приманку на одном из первых же забросов. Вышел он из-под здорового валуна в центре русла и сразу же рванул в глубину. Я, однако, быстро погасил этот рывок, чуть сильнее закрутив фрикцион катушки и, заведя мотор, начал аккуратно причаливать к берегу, чтобы спокойно продолжить вываживание и иметь возможность как можно деликатнее извлечь (и затем отпустить!) рыбу. Сложностей с этим, к счастью, не возникло, и после измерения (трофей оказался в длину 123 см, взвешивать же его мы не стали - под рукой не оказалось специальной сетки и весов, но по ощущениям в нем было 16-18 кг) и короткой фотосессии, таймень был возвращен обратно в родную стихию.
Основная же рыбалка этой поездки, как я и ожидал, началась уже после завершения мелководного участка. Ближе к вечеру очередного дня мы проплыли устье сначала одного, затем второго притока, и попали на глубокую хорошо проточную яму. Заглушив здесь двигатели, мы продолжили наш сплав уже вооружившись спиннингами. И вот через несколько минут у Матвея происходит отличная поклевка. Сначала рыба оставалась неподвижна, так что по первым ощущениям напоминала зацеп, но потом вдруг начала разматывать шнур, уходя вверх по течению. Силы у тайменя однако были не безграничны, так что постепенно мы подтянули его ближе, и через минуту он совершил красивую свечу в 15-20 м от лодки. Еще несколько минут борьбы и таймень, к сожалению, сошел. Обидно, ведь успех был так близок!

Но не успели мы обсудить с экипажем ближайшей лодки обстоятельства этого схода, как вдруг обратили внимание, что в 150 м ниже на другой нашей лодке кто-то активно работает спиннингом, сражаясь с рыбой, а остальные подгребают веслами к берегу. Еще одна поимка завершилась на этот раз успешно. Мы завели двигатель и подъехали к ребятам как раз в тот момент, когда рыбу вытягивали на косу. Удача снова улыбнулась Максиму - этот таймень, потянувший на 23,5 кг при длине 131 см, стал для него рекордным. Далее было еще несколько поимок тайменей "под десятку", но таких экземпляров в оставшееся до постановки лагеря время мы больше не держали.
В конечную точку маршрута мы приехали уже к вечеру следующего дня. Здесь до прилета вертолета мы запланировали провести без малого три ночи - уж больно хорошие и перспективные места было поблизости.

Наибольшие надежды мы возлагали на большой порог и глубокую яму под ним, где в прошлые годы неизменно ловили хороших тайменей. Случилось так и в этот раз, хотя поначалу клева не было. В четыре спиннинга мы не менее получаса облавливали место, пока наконец не начало совсем темнеть, так что вся группа за исключением одного человека вернулась в лагерь на поздний ужин. Но как раз оказавшийся наиболее стойким из нас и "снял все сливки" в этот вечер. По его словам, клев начался практически сразу после нашего ухода - за следующие полчаса он поймал 3 тайменей до 18 кг, а еще 2, к сожалению, оборвали приманки.
В дальнейшем рыбалка на пороге удавалась с переменным успехом - таймень то реагировал на наши блесна и мыши, то полностью из игнорировал. Тем не менее, за проведенные дни мы поймали здесь около 14 тайменей, самый крупный из которых весил около 20 кг.

Кстати, произошел с нами на этом пороге и один весьма необычный, а потому примечательный, на мой взгляд, случай. Часто приходится слышать, что если таймень "накололся", то клевать он перестает, а если рыба еще и уходит с приманкой во рту, то ничего хорошего таймешатникам точно ждать не стоит. Как долго период такого "бесклевья" может длиться неизвестно, но очевидно, что для рыбы подобная ситуация связана со стрессом. Однако, то, что это не всегда так, подтверждает случившаяся с нами история. В один из дней на пороге мы поймали очередного тайменя. Успешно вытащив его на берег, мы с удивлением обнаружили в челюстях рыбы еще одну блесну - ту самую, которая была оборвана в первый вечер (я рассказывал об этом выше). Несмотря на то, что приманка довольно глубоко сидела во рту, таймень клюнул вновь! Видеопотверждение поимки представлено ниже.
Помимо рыбалки в районе лагеря мы несколько раз поднимались вверх по реке, чтобы исследовать одну из проток, а также обловить пару ям и перекатов, которым в день сплава мы уделили недостаточно времени. Тайменя здесь мы, к сожалению, не поймали - причиной этого я вижу тот факт, что ниже порога образовалось большое стадо идущего на нерест тугуна и весь таймень концентрировался сейчас там. Зато очень неплохо мы половили щуку, которая вяло клевала в течение всего сплава, и нашли окуня - вид для этого участка реки немногочисленный. Щука попадалась не более 8 кг, вес окуня достигал 1,2 кг, но в среднем был около 800 граммов.
Завершая, скажу, что эта поездка была непростой, но все же весьма удачной. Тайменя мы нашли во второй части сплава, а его размер был хоть и не выдающимся (рекордный экземпляр имел вес 23,5 кг), но все же вполне трофейным. Порадовала погода - солнечных дней было подавляющее большинство, в то время как дождь заставал нас на сплаве лишь несколько раз. Кроме того, нам повезло с мошкой и комаром - их в этом сезоне почему-то было очень немного, что безусловно сделало наш отдых в дикой тайге значительно комфортнее.