За тайменем на реки плато Путорана, часть 2

Cентябрь 2019
Немного отдохнув после завершения предыдущего маршрута (о нем читайте в части 1), мы встретили новую группу и снова вылетели за тайменем на юг плато Путорана в верховья очередной реки. И вот под нами, как и неделю назад, мелькает пожелтевшая сентябрьская тайга, плоские вершины сопок, каменные распадки и тоненькие ниточки ручьев между ними - мне кажется, для каждого, кто хоть раз участвовал в подобных поездках, эта картина остается одной из самых запоминающихся.
Примерно через 1,5 часа мы приземляемся на широкой каменной косе в устье одного из притоков, быстро выгружаем вещи, после чего вертолет улетает, а мы, наконец, оказываемся на неделю оторванными от цивилизации.
Быстро разбиваем лагерь и, пока гиды разбирают вещи и готовят ужин, ребята монтируют снасти, а кто-то уже убежал на реку и делает первые забросы.

В месте, откуда мы решили начать наш сплав, река имеет ширину всего около 30 м, неглубокая и быстрая. В предыдущие годы мы ловили здесь и ленка, и тайменя, и, конечно, хариуса. Так как этот год был достаточно сухим, уровень воды сейчас оказался невысоким, и у меня, поначалу, как, кстати, и летом 2018 года, были некоторые опасения, что рыба могла уйти ниже и ее пришлось бы "догонять". Однако, эти опасения быстро развеялись - не прошло и 5 минут, как у нас уже было несколько хариусов, которых мы пожарили, и ленков, из которых сделали сагудай и сашими.

Первого тайменя мы поймали на следующее утро в небольшой яме выше расположенного прямо напротив нашего лагеря переката. Он клюнул на классический Blue Fox #6 и был небольшим - всего около 7 кг.
В течение первого полноценного дня на реке мы пешком исследовали участок основной реки и участок ее притока. Вверх по течению мы поднимались невысоко, не более 3 км. В основном русле неплохо ловился хариус и ленок, была поймана пара некрупных тайменей. В притоке ситуация была несколько иная. Воды в нем было ощутимо меньше, так что первый 500-метровый наиболее мелководный участок оказался пустым, но затем, когда его русло стало чуть уже и глубже, появился ленок. Причем ленка здесь оказалось достаточно много, в отличии от хариуса, который, по всей видимости, скатился в русло основной реки.
Сплав, как обычно, мы начали на третий (второй полный) день путешествия. В этот раз нам предстояло пройти около 90 км вниз по реке с ночевками как минимум в 5 местах, причем переходы были неодинаковые по протяженности - в первые дни короче, не более 15 км, а ближе к концу поездки они по плану должны были увеличиться до 25-30 км.
Первый примерно 15 км участок реки был мелководным и представлял собой череду перекатов и небольших порогов, разделенных более или менее глубокими ямами и плесами. Настоящих глубоких ям здесь почти нет, но, несмотря на это, хороших тайменей в прошлые годы мы здесь ловили. Сейчас же увы они нам не попались, в отличие от ленков, хариусов и сигов. При этом, как и в предыдущей поездке этого года, на подобном мелководье снова лучше всего работало "яйцо" Muller 80f от Aiko.
Кстати, замечу, что щука, которая в этой реке может стоять как в основном русле на достаточно сильном течении, так и в боковых почти стоячих карманах и протоках, в этот раз на течении отсутствовала совсем, но зато была многочисленна в боковых карманах и на замедленных плесовых участках. Особенно много ее оказалось в небольшой затоке, куда мы добрались к вечеру второго дня сплава. За полчаса мы поймали, наверное, больше 30 экземпляров, самый крупный из которых был около 9 кг. Интересно, кстати, что в 2018 году щуки здесь почти не было - она в массе стояла на плесах между порогами и атаковала не только "железо", но и поверхностные имитации мышей (в этом, впрочем, нет ничего удивительного - все, кто был на плато Путорана, знают, что для местных рек это обычное явление).
В завершении первого дня сплава мы разбили наш лагерь на небольшой заросшей, но очень удобной, прибрежной косе. Поужинав, мы собрались ложиться спать, как вдруг услышали громкие всплески - похоже, на охоту вышел некрупный таймень или ленок. Рыба била под противоположным от нас берегом, но, к сожалению, так и не клюнула.
Утром мы продолжили сплав - и снова впереди нас ждали мелководные перекаты и плесы, на которых нам нередко приходилось вылезать из лодок, чтобы провести их вручную. Что касается рыбалки, то, на мой взгляд, рыба все же была не очень активна - приходилось перебирать приманки, чтобы спровоцировать ее. При этом, как только удавалось найти подходящую, поклевки следовали в достаточном количестве.
На третий день мы устроили дневку, тем более что рядом с нашим лагерем было расположена очень перспективная точка - глубокая яма и порог, в нижней части которого впадал крупный приток. До этого я был в этом месте, кажется, не менее 8 раз, но почему-то крупных тайменей мы здесь так и не поймали, хотя все говорило о том, что тут они должны держаться.
Первые часы рыбалки здесь лишь подтвердили эту закономерность - поклевок тайменя мы не увидели, так что я подумал, что желанной рыбы нам здесь вновь не видать. Однако, на следующий день, ближе к обеду, мы с разницей в час поймали, как потом выяснилось, двух самых крупных тайменей экспедиции - сначала на 21 кг, а затем на 23 кг.
Таймень 23 кг
В остальном же рыбалка в этом месте была типичной - предсказуемо ловились хариус и ленок, а также сиг.
Следующий день мы вновь провели на сплаве. Погода была солнечной и безветреной, так что рыбачить было комфортно. До обеда мы поймали несколько некрупных тайменей, весом около 7-8 кг, затем пару тайменей около 10 кг, а ближе к вечеру - тайменя около 12-13 кг. В течение дня также неплохо клевали хариус и ленок, а в отдельных местах и сиг.
Вечером мы разбили лагерь в устье очередного притока, поужинали и, после непродолжительной ночной ловли, оказавшейся безрезультатной, легли спать.
Утром мы встали как можно раньше, чтобы скорее выйти на воду - впереди нас ждал протяженный участок реки, который мы намерены были пройти за один день. Первые километры этого участка очень интересны - здесь есть несколько хороших тайменевых точек, где ранее мы ловили трофейных тайменей, однако далее река расширяется и мелеет, а ее берега становятся покатыми и не подходят для установки лагеря. На этом мелководье рыбу, и тайменя в том числе, искать сложно, поэтому мы планировали пройти его на моторе. Нашей целью была широченная коса в конце этого участка. В расположенной рядом яме несколько лет назад мы упустили здорового тайменя (как нам показалось тогда, наверное, не менее 40 кг), да и в целом отличных мест для рыбалки там предостаточно.
Приблизившись к мелководному участку, мы в очередной раз поняли, что уровень воды в реке очень низкий и не позволит комфортно (и быстро) пройти намеченный маршрут. Увы, но другого выхода, как сплавляться к намеченной цели, у нас не было - как я уже отметил выше, подходящих для лагеря (и посадки вертолета) кос здесь нет.
В результате, где позволяла глубина, мы шли под мотором, когда же было совсем мелко - протаскивались или давали течению нести нас вниз. Такой график движения не позволил нам нормально рыбачить, так что, как итог - всего пара пойманных некрупных тайменей и несколько сходов более крупных, но все-равно не трофейных, экземпляров..
К вечеру, уставшие, мы, наконец, дошли до нужного места, разбили лагерь, поужинали и легли спать. А на утро нас накрыла непогода - температура упала ниже нулевых отметок, снежные заряды один за одним засыпАли наши палатки, а шквалистый ветер то и дело норовил сорвать шатер. Тут же возникло опасение, что завтра нас не смогут забрать с маршрута, но, к счастью, к середине дня погода успокоилась, ветер утих и выглянуло солнце.
Наскоро пообедав, часть из нас переправилась на противоположный берег облавливать яму - там глубина подходила прямо к берегу и шанс поймать тайменя был выше. Со стороны же нашего лагеря была отмель, куда таймень выходит скорее в сумерки, в то время как днем на ней держится ленок. В итоге и там, и там рыбалка оказалась результативной - были пойманы ленки и небольшие (7-8 кг) таймени.
Ночь снова оказалась холодной. К утру температура, по нашим ощущениям, опустилась ниже -8 С, так что, когда мы встали, вода в котле оказалась промерзшей насквозь, все вокруг было в инее, а окружающие сопки покрыты снегом.
Позавтракав, мы приступили к сборам - через несколько часов за нами должен был прилететь вертолет, а мы должны были успеть просушить и подготовить к отправке и лодки, и особенно палатки.

К обеду мы, наконец, услышали гул летящего вертолета. Снижаясь, он сделал над нами крутую петлю и приземлился рядом с горой наших вещей. Не заглушая двигатели, он быстро принял на борт нас и весь наш нелегкий скарб и снова взмыл в воздух.

Я много раз возвращался с маршрутов примерно в это время (сейчас было 12 сентября), но никогда еще не видел в тайге так много снега. Зима на плато Путорана наступает, как правило, резко и сразу круто (с морозами ниже -20С и метровыми сугробами), но все же ближе к октябрю, а не так рано, как в этом году. Сейчас мы летели над заснеженной, но местами еще зеленой, тайгой, реки и ручьи под нами, конечно, еще текли, а вот озера, особенно на вершинах сопок, уже блестели льдом. Улетать отсюда было, как обычно, грустно, но ничего не поделаешь - будем ждать следующего года и новых путешествий!