Рыбалка на тайменя на притоках Енисея, часть 3

Середина августа 2020 года
В качестве вступления
Очередной отчёт о рыбалке на тайменя на притоках Енисея в районе плато Путорана я хочу начать немного издалека, а именно с обсуждения вопроса выбора времени для поездки в эти края.

Меня часто спрашивают, в какое же время лучше всего планировать рыбалку на плато Путорана. К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как здесь есть два аспекта, не всегда связанных между собой, а именно качество рыбалки и комфорт пребывания в тайге.

Самое востребованное время для рыбалки на притоках Енисея начинается обычно с середины августа, когда уже спадает нередкая для этих мест 30-ти градусная июльская жара, а количество кровососущих насекомых, так пугающих многих путешественников, значительно снижается. С другой стороны, в этот период даже в центральных частях плато Путорана, как правило, ещё нет ночных заморозков, которыми в начале сентября здесь уже никого не удивишь, что тоже добавляет определенного комфорта. При этом с точки зрения рыбалки ситуация на разных реках может быть совершенно разной (на одних это будут топовые даты, на других, наоборот, трудовые), однако традиционно считается, что в целом по региону к концу лета и в начале осени таймень становится наиболее активен.

Отчасти именно популярность этого периода приводит к тому, что интерес рыболовных групп к любым другим датам в регионе - будь то вторая половина сентября или середина лета - резко снижается. И если в отношении конца сентября это скорее оправдано из-за высокой вероятности попасть в настоящую зиму (в Туруханске, например, в начале октября бывают морозы под -30 градусов), то про конец июня - июль я такого сказать не могу. Так, начало июля, когда таймень отнерестился и начинает нагуливаться, у многих таймешатников считается чуть ли не лучшим временем для его ловли, а в июле его активность даже в жару остаётся очень высокой. Да, пресловутой мошки в это время, конечно, много, но, во-первых, попасть на не менее массовый ее вылет в августе, в том числе в последних числах месяца, тоже реально (подобное происходило со мной не один раз), а во-вторых, наиболее активна она днём, когда мы находимся на воде, где ее практически нет.

Кстати сказать, тем, кто ориентируется на погоду (например, боится июльской жары или сентябрьских заморозков), стоит помнить, что при выборе даты поездки всегда нужно быть готовым к тому, что реальная погода может значительно отличаться от ожидаемой. Приведу вам небольшой пример из моей практики. Так получилось, что в 2019 и в 2020 годах наш рыболовный сезон мы завершали на одной и той же реке примерно в одни и те же даты в середине сентября. Так вот, в 2019 году температура воздуха на плато в ночные и утренние часы падала до -10 градусов, а в 2020 году к этому времени она ни разу не переваливала за нулевые отметки. То же касается и жары - обычно к началу августа она спадает, однако летом 2020 года дневная температура под 30-ть градусов держалась до начала третьей декады августа. Такие вот межгодовые колебания!

К чему я это все? А к тому, что не стоит игнорировать непопулярные даты, особенно в середине лета, ведь рыбалка в это время может оказаться даже более результативной, чем осенью. Про повышенную активность тайменя в это время я уже сказал, но есть и ещё один момент - в июне и июле рыболовный прессинг на реки минимален и высока вероятность того, что на маршруте вы будет первой рыболовной группой в сезоне.

Что касается жары, то она на активность тайменя конечно влияет, но лишь в том смысле, что периоды его кормления сокращаются и смещаются чаще на утренние и вечерние часы и на короткий промежуток в середине дня. Кроме того, специальные исследования ихтиологов показали, что от температуры воды в водоеме объём потребляемой рыбой пищи практически не зависит (то есть она потребляет в сутки примерно одно и то же количество корма), а зависит лишь частота и время ее приема в течение суток (для рыболовов это означает фактически то, что рыба либо клюёт в течение всего дня, либо лишь короткими «выходами» в определенное время).
Ну а теперь о рыбалке
Ну а теперь, после всего сказанного, перейдём, наконец, к отчету о рыбалке, состоявшейся у нас в самой середине августа и ставшей для меня, пожалуй, самой жаркой за все 14 лет организации туров в Туруханске. При этом, несмотря на, казалось бы, неблагоприятные условия - температуру за 30-ть градусов в совокупности с достаточно высокой мутностью воды - с точки зрения количества пойманных тайменей она оказалась ещё и самой успешной в сезоне 2020 года. Но обо всем по порядку!

Завершив предыдущий сплав, отчет о котором можно прочесть здесь, мы уже через несколько дней встретили очередную группу и вылетели на новый маршрут. Выбранная нами река является совсем небольшим притоком Енисея, находящимся в стороне от основных рыболовных маршрутов. Туристические группы здесь, конечно, бывают, но достаточно редко - так, в этом году, судя по всему, наша команда была единственной, кто посетил эти места.
Последний раз я был здесь несколько лет назад, и тогда с рыбалкой нам не повезло. За сутки до нашего прилёта прошли сильные дожди, из-за которых уровень воды в реке поднялся более чем на 1 м, а вода сильно помутнела. Рыбачить в таких условиях было практически невозможно, поэтому тайменя мы поймали лишь в конце поездки, когда ситуация более или менее пришла в норму.

В этот раз мы забросились в самые верховья реки, где до этого ещё не были. Вертолёт высадил нас на небольшой каменной косе, казалось, окружённой лесом со всех сторон - таким узким было русло. Разгрузившись и отпустив борт, идём смотреть, в каких условиях нам придётся рыбачить первые дни. Река и правда была здесь очень маленькой - ширина ее не превышала 15-20 м, глубина же на ближайшем перекате составляла около полуметра, а в расположенных выше и ниже нашей косы ямах до 1,5 м. Неподготовленного рыболова такой расклад мог, наверное, разочаровать, но по прошлым поездкам сюда я знал, что «миниатюрность» этой реки - не показатель отсутствия в ней трофеев. Примерно в таких местах в 40 км ниже по течению мы ловили приличных тайменей весом в 20 кг и более.
Немного обсудив реку, мы занялись установкой лагеря, после чего часть ребят собрали снасти и отправились на рыбалку, а часть спряталась от жары в тени нашего большого шатра-кухни. Сейчас, в самой середине дня, солнце действительно пекло очень сильно - хорошо, что комаров и мошки почти не было и мы могли спокойно раздеться и сесть на небольшом ветерке.
Менее чем через час в лагерь вернулись утомленные солнцем рыбаки, принеся с собой нескольких нетрофейных щук и пару мелких хариусов - скромный, но улов. Остаток дня мы посвятили общению, а вечером, поужинав, довольно рано отправились спать.

На следующее утро после завтрака мы первым делом собрали лодки и отправились на одной из них вверх по реке к двум заранее намеченным косам (их мы обнаружили при анализе спутниковых снимков этого района). К сожалению, до цели мы так и не доехали - лопнуло крепление водомётной насадки, которую мы прилично побили с предыдущей группой. Как бы то ни было, подняться мы успели км на 4-5, так что мест для рыбалки в первой половине дня у нас было достаточно. Солнце ещё не начало печь, поэтому я надеялся на поимку тайменя, если конечно на этом участке он в данный момент вообще присутствовал. Однако, поймать его нам не удалось - за те пару часов, которые мы сплавлялись до лагеря, нам попалось лишь несколько нетрофейных щук.

Вторую половину этого дня мы, как организаторы, готовились к завтрашнему началу сплава - собирали оставшиеся лодки, упаковывали вещи, распределяли багаж, ребята же разбрелись по реке в поисках рыбы. В целом результат их рыбалки не отличался от предыдущего, с той лишь разницей, что Леонид сумел-таки зацепить небольшого (около 5 кг) тайменя. Вечером, обсудив ситуацию, мы все пришли к выводу, что эта часть реки слишком маловодна для тайменя, особенно при нынешней жаре, а поэтому, если завтра до середины дня рыбы мы не увидим, нужно будет ходом спускаться на 30-40 км в уже знакомые мне места.
К счастью, этого делать не пришлось. На воду мы вышли утром и уже к середине дня у нас было несколько нереализованных выходов крупных тайменей, а ещё несколько приличных рыб мы видели уходящими от лодки. При этом поймать мы сумели только пару некрупных таймешат, а также щук и мелких хариусов. Более результативной рыбалка стала после обеда, когда у одного из экипажей клюнул незачетный 7-ми кг таймень, а еще через час они же поймали в большой яме вблизи устья холодного ручья двух тайменей - одного весом 18 кг, а второго - около 25 кг (по разным причинам нормально измерить или взвесить эту рыбу у нас не получилось, поэтому ее точный размер нам не известен, но мы оцениваем его в пределах 24-26 кг).
Ещё один безусловно трофейный таймень очень обидно ушёл у Алексея. Рыба клюнула на медный Blue Fox №6 на небольшом перекате в 500 м выше этой ямы. Немного постояв «зацепом» у дна, она сначала резко стартанула вверх по течению, а затем развернулась и также резко устремилась вниз. Я привык, что при вываживании тайменя подобная ситуация происходит часто и знаю, что она таит в себе опасность, о которой рыболову ни в коем случае не следует забывать. Заключается она в следующем: в тот момент, когда рыба совершает рывок в вашу сторону, шнур провисает и если замешкаться и не успеть выбрать его слабину (часто в этот момент складывается ощущение, что рыба вообще выплюнула приманку), то последует неминуемый сход. Так произошло и с тайменем Алексея - только что он был в 20 м от нас, как вдруг уже у самой лодки, затем снова рывок и сход. Жаль, очень жаль! Ну ничего, в следующий раз мы будем внимательнее.

После этой неудачи мы ещё несколько часов сплавлялись вниз и рыбачили, а ближе к вечеру разбили лагерь на одной из широких кос на повороте реки, поужинали и улеглись спать.
На следующее утро наш сплав продолжился. На первый взгляд характер реки не поменялся - она оставалась все такой же узкой и мелкой. Однако это только на первый взгляд. Самое главное изменение - на этом участке появились косы, напротив которых течение ускорялось, вымывая на поворотах достаточно глубокие ямы. Кроме того, выше и ниже кос, как правило, были небольшие перекаты. В общем появились классические места стоянки тайменя.
Продолжил клевать и таймень, даже несмотря на то, что температура воды в реке из-за жары поднялась до 18-19 градусов. В таких условиях рыба была малоактивна, придерживаясь очень локальных точек впадения любых, даже самых небольших, ручьев. Более того, таймень в таких местах зачастую стоял вплотную к берегу (иногда чуть ли не упираясь в него головой) в самом начале струи более холодной и богатой кислородом воды. Чтобы поймать его здесь приходилось совершать прицельные забросы в берег и в устья ручьев, причём недоброс в полметра был критичным. В этот день мы поймали 7 тайменей, 5 из которых были зачетными (крупнее 10 кг), а самый крупный потянул на 17 кг.
В один из дней в середине маршрута мы решили немного отдохнуть от сплава - все-таки это довольно утомительно ежедневно собирать-разбирать лагерь, грузить все в лодки утром, а вечером все вынимать обратно - и устроили древку. Место, где мы остановились, показалось нам достаточно перспективным для рыбалки - напротив был перекат с интересным рельефом в нижней и верхней его частях, а в 300 м от лагеря располагалась большая щучье-окуневая яма, куда впадал холодный ручей, в устье которого мы накануне поймали неплохого тайменя.
Из-за жары активность рыбы в целом оставалась относительно невысокой, а ее выходы в течение дня вновь было трудно спрогнозировать. Если накануне вечером в уже упомянутой яме щука, причём трофейная, клевала почти в каждой микроточке, то в этот день за пару часов ловли здесь нам удалось выцепить лишь пару средних хвостов. С тайменем ситуация по началу была похожая, но ближе к вечеру мы все же смогли поймать здесь зачетный экземпляр на 14 кг. Интересно, что сначала он дважды за полчаса атаковал мой 17-ти см джерк от Bubuka Baits (я ловил именно на этот тип приманок, так как был нацелен на поимку прежде всего щуки), а пойман был в итоге на небольшую вращающуюся блесну Mepps №3.
Ещё одного хорошего тайменя взял Алексей в самом начале переката напротив нашего лагеря. Не могу не отметить, что эта рыба - не какое-то везение, а плод упорства рыболова. Вам наверняка приходилось слышать фразу, что таймень — это рыба либо первого, либо тысячного заброса. Родилась она не просто так, а на основе опыта искушённых таймешатников, знающих, что придя на точку, вы поймаете рыбу либо в первые минуты рыбалки, либо через несколько часов изнуряющей ловли, включающих бесконечную смену приманок, угла подачи, скорости проводки и т.п. Так вот, с этим тайменем была похожая история - Алексей на одном из первых забросов заметил выход рыбы, после чего больше получаса обстреливал это место с разных точек пока она не клюнула. Трофей в итоге потянул почти на 15 с лишним кг.
Следующие несколько дней мы сплавлялись по уже знакомому нам по предыдущим поездкам участку. В целом рыбы здесь оказалось меньше, чем я ожидал. Из тех тайменей, которых мы непосредственно наблюдали с лодки - а их было, наверное, около десятка - мы смогли поймать лишь нескольких. Был среди них и один из самых крупных тайменей всей поездки - экземпляр весом 23,5 кг, пойманный Иваном.
Среди приманок нельзя выделить лидера, так как в отдельные периоды лучше работали то одни, то другие из них. В топ-3 этой поездки я включу относительно лёгкие вращающиеся блесна Blue Fox №4-6 и Mepps №3-5 (особенно хорошо работал Mepps №4), крупные попперы, в том числе от Tackle House, и некрупные мыши. Из-за особенностей реки (повсеместные мели, обилие водорослей и высших водных растений на дне) было практически исключено применение любых заглубляющихся приманок, в том числе колеблющихся блесен и воблеров. Так же хочу отметить, что несмотря на в целом хорошую работу поверхностных приманок, в этот раз совершенно не сработали кроулеры.
Ну а самым запоминающимся с точки зрения рыбалки стал у нас предпоследний день поездки, когда в устье одного из впадающих ручьев мы обнаружили целое скопление тайменей. Началось все с того, что накануне вечером мы завершили наш сплав поимкой здесь 20 кг тайменя. Неплохой трофей, но в этом месте мы когда-то ловили более крупные экземпляры. Мы продолжили ловлю, но больше поклевок не последовало.
Разбив лагерь поблизости, мы дождались утра и снова вернулись на место. И вот тут началась настоящая феерия! За полчаса мы поймали 5 тайменей, весом от 9 кг до 19 кг.
После такого отсутствие поклевок на оставшихся до точки вылета километрах сплава нас совершенно не расстроили. Река постепенно входила в болотистый участок, так что количество точек потенциальной стоянки рыбы было здесь небольшим. Снова стояла жара, продолжало ярко светить солнце, периодически налетала дымка далеких лесных пожаров.
Последнее перспективное место, где мы рыбачили, располагалось в 100 м от нашего лагеря и в итоге рыбу нам не принесло, хотя поклевка хорошего тайменя у нас здесь случилась.

На следующий день ближе к обеду за нами прилетел вертолёт и путешествие можно было считать завершившимся. В итоге, несмотря на все погодные трудности и в целом не очень активную рыбу, мы поймали 13 зачётных тайменей (экземпляры весом более 10 кг) и ещё 3 крупных (и явно зачётных) упустили. Из пойманных по крайней мере 8 оказались весом более 15 кг. Самый крупный таймень поездки из тех, в чьём весе мы не сомневаемся, весил 23,5 кг.